Уход и обслуживание пильных цепей

10.02.2018
Просмотров: 0

В этой статье мы расскажем как правильно ухаживать и обслуживать цепи для бензо- и электропил.

Шина и цепь (пильная гарнитура) - это расходный материал. И при их покупке сразу же возникает резонный вопрос: долго ли они прослужат? Точного ответа не существует, так как срок годности этих аксессуаров во многом зависит от типа работ, которые будут выполнять с их помощью, от степени ухода за ними и т.п.

Загрязненный распиловочный материал и неаккуратное обращение значительно сокращают срок службы. Так, если во время работы коснуться кончиком шины земли, то заточка быстро уходит - песок, являясь образивным материалом, в сочетании с высокой скоростью движения буквально сносят её. Гвоздь в старом бревне, распиливаемом на дрова, иногда может погубить даже новую цепь без надежды на восстановление. И не нужно напоминать, что такие моменты таят в себе опасность не только для пилы и цепи, но и для самого оператора.

Если же все детали будут вовремя и качественно смазаны, зубья цепи получат должную и аккуратную заточку, то одной шины хватит примерно на одну ведущую звездочку и три-четыре цепи. Причем цепи желательно использовать поочередно: сегодня - одну, завтра - другую и так по кругу. Тогда шина, звездочка и сами цепи будут изнашиваться равномерно. Если же использовать лишь одну цепь, оставив другие про запас, то, когда до них дойдет очередь, они будут работать с проскальзыванием, испытывая дополнительные динамические удары при движении, и выйдут из строя намного быстрее. А все потому, что ведущая звездочка износится под конфигурацию хвостовиков первой цепи.

Обкатка новой цепи - рекомендованная специалистами последовательность действий, обеспечивающая ей долгую трудовую жизнь.

Первый шаг - замачивание цепи в масле в течение нескольких часов. Смысл данного действия ясен: смазка успевает затечь во все мелкие щели, надежно пропитать детали и трущиеся соединения.

Второй шаг - установка цепи на шину и кратковременная прогонка на холостых оборотах. Остановив после этого двигатель, нужно проверить натяжение цепи и при необходимости подтянуть ее, предварительно охладив. И уже после этого, проведя несколько пропилов с минимальным нажимом на шину и перепроверив натяжку цепи, приступать непосредственно к работе.

Натяжка цепи - очень важный момент. Цепь, натянутая недостаточно, будет болтаться и может соскочить с шины или даже лопнуть. Перетяжка также ничего хорошего не сулит - это чрезмерный износ и повышенные нагрузки на двигатель. Кроме того, конструкция практически всех пил такова, что натяжка цепи укрепляет и шину - в расслабленном состоянии шина свободно ходит влево-вправо. Для проверки достаточно в верхней части шины, примерно в середине или чуть ближе к кончику, взять цепь за зубец и потянуть вверх. При правильном натяжении примерно треть хвостовика остается в пазу шины. Если больше - цепь перетянута, меньше - недотянута. При этом сама цепь должна свободно перемещаться рукой.

Смазка. О необходимости тщательной смазки цепи сказано уже не один раз. Но даже если цепь и пила оборудованы различными системами улучшения смазки, предварительное замачивание цепи в масле ей не повредит, наоборот, снизит вызванный трением износ и обеспечит более протяженный срок службы.

Заточка цепи требует четкого контроля остроты углов режущего звена, высоты ограничителя пропила и соответствия этих параметров изначально заданным на заводе, а также идентичности габаритов всех режущих звеньев одной цепи.

Чем же грозит несоблюдение этих условий? Так, если на всех режущих элементах углы будут одинаковые, но неправильные, пользователь рискует получить либо заниженную производительность, либо усиленную вибрацию и нагрузку на двигатель. При различных углах заточки из-за неравномерной нагрузки на режущие элементы усилится вибрация и возрастет вероятность разрыва цепи. Во всяком случае, преждевременный выход из строя ей будет обеспечен.

Вот потому-то все зубья цепи должны быть заточены равномерно и под одними и теми же изначально заданными углами, которые, кстати сказать, были установлены опытным путем. Тогда цепь будет служить максимально долго и эффективно. Это не слишком сложная задача, специальные приспособления для заточки цепи позволяют, не задумываясь и не прибегая к точным измерительным приборам, выдерживать заданные параметры.

Еще один важный момент - отслеживание малейших трещин, потертостей и побитостей, способных привести к разрыву цепи. Если цепь рвется в процессе работы, она соскальзывает с шины и на большой скорости отлетает вниз, под ноги оператору. Во избежание несчастных случаев на всех пилах устанавливают уловитель цепи в виде выступа. Но дополнительное внимание не повредит.

Каждому пользователю будет очень интересно узнать, что любая новая цепь - всего лишь штамповка, а подточив ее, можно примерно на четверть увеличить производительность. Кроме того, у новых цепей высота ограничителя пропила, а фактически толщина получаемой стружки автоматически «настроена» на минимальное значение, т.е. для условий работы в «суровых» условиях (зима, мерзлая и твердая древесина и т.д.). И если реальные условия работы более мягкие, есть прямой резон подправить ограничитель для ускорения работы.

Направляющие шины. Изготавливают их в большинстве своем из стали высокого качества, а для предотвращения коррозии и царапин покрывают слоем защитного лака. По конструктивным особенностям их делят на сварные, цельные со сменным наконечником и цельные с наконечником из твердосплавных материалов.

Обычно шину меняют после износа четырех цепей (при этом лучше чередовать работу разными цепями для более равномерного износа шины и самих цепей).

Шина имеет четыре основных параметра: шаг, ширину паза, длину и посадку (хвостовик). При этом шаг и ширина паза должны соответствовать сходным характеристикам используемой цепи, а хвостовик - модели пилы.

Длина шины влияет на глубину реза: чем она длиннее, тем с большим диаметром ствола может справиться бензопила. Однако обязательно следует учитывать, что длина шины должна быть согласована с мощностью пилы.

Другие статьи