Снегоуборщики - разновидности и особенности

28.10.2018
Просмотров: 0

Снегоуборщики - разновидности и особенности

До недавних пор техника для уборки снега представляла собой обычную лопату или большие машины, находящимися на вооружении в коммунальных и дорожных службах. Чего то среднего не было, а значит везде, где не было возможности использовать большую технику, приходилось обходиться теми же лопатами.

Снегоуборочные машины - это относительно новый вид техники, рассчитанный на широкий круг пользователей: от загородных жителей, которым бывает достаточно расчистить буквально несколько дорожек, до тех же коммунальных служб, владельцев парковок, для уборки парков и т.д.

Снегоуборщики разделяют на три вида: одно и двухступенчатые.

Одноступенчатые снегоуборщики - у них жёлоб для выброса снега находится непосредственно над шнеком, на ковше, у двухступенчатых снегоуборщиков захват и выброс снега происходит в два этапа: снег изначально подается вращающимся шнеком к центру ковша, а оттуда к ротору -  специальному диску с быстро вращающимися лопастями (в большинстве случаев их три). Таким образом жёлоб на этих моделях расположен ближе к пользователю.

Одноступенчатые машины имеют небольшой размер и применяются на небольших территориях и для уборки дорожек и площадок, вымощенных тротуарной плиткой.

Двухступенчатые снегоотбрасыватели служат для обработки больших территорий и стоят дороже.

Снегоуборщики бывают двух видов - электрические и бензиновые.


Также для уборки снега применяются электролопаты, отличающиеся от одноступенчатых моделей отсутствием колёс и выпускного жёлоба (эта техника сугубо бытового назначения), и свиперы, машины, у которых вместо ротора установлена цилиндрическая подметальная щётка. Но наиболее эффективно она справляется со свежевыпавшим снегом.

Электрическими двигателями оснащены только одноступенчатые модели, бензиновые снегометы в своем большинстве относятся к двухступенчатым моделям.

Об электродвигателях говорить особо нечего, максимум, что на них может быть установлено - устройства защиты от перегрузки и перегрева.

А вот о бензиновых моторах есть смысл рассказать. При отрицательных температурах перегреть любой двигатель очень сложно, трудность может возникнуть при недостаточном нагреве - невозможности даже при продолжительной работе добиться необходимого температурного режима, а также сложности с запуском и обмерзанием отдельных элементов. Исходя из этого, зимние бензиновые моторы существенно отличаются от своих летних собратьев.

На снегоуборщики устанавливают бензиновые моторы мощностью от 3,5 до 15 л.с. Запуск двигателя осуществляется при помощи шнура стартера. Большинство моделей, кроме самых простых, укомплектованы электростартёром. Предполагается, что основное место стоянки снегоуборщика зимой - подсобное помещение, в большинстве своем неотапливаемое. В этих условиях первый запуск лучше провести от обычной электросети, через удлинитель. Потом, в процессе работы, вдали от сети, если что, можно завести и с ручки.

Ковш снегоуборщика


Производительность снегоуборщика зависит от нескольких факторов. В первую очередь это ширина обработки, и в этом случае все понятно - чем она больше, тем меньше проходов придётся сделать, когда речь идёт о расчистке площадей. Одно но - цена машины значительно увеличивается с каждым дополнительным сантиметром ширины - для обеспечения эффективности работы требуются всё более мощные двигатели.

Соответственно с ростом мощности мотора увеличивается и максимальная дальность выброса. Она зависит от конструкции, частоты вращения, диаметра шнека и высоты снежного покрова. У одноступенчатых моделей выброс снега достигает 7 метров, у двухступенчатых 10-15 метров. Ковш изготовлен из стали, по центру находится крепление вала ротора, по бокам - опоры для подшипников валов шнека. Сверху имеется крепление для лопатки, которой очищают снегоотбрасыватель после работы.

К нижней части шнека на болтах крепится стальная пластина - сменный подрезной нож. Почти всегда её положение фиксировано. Сам шнек и подрезной нож при работе не должны касаться земли, в противном случае небольшие неровности приведут к резкому возрастанию нагрузок на ковш, а снегоуборщик рассчитан на уборку снега, а не разравнивание поверхностей. Поэтому внизу, на боковинах ковша закреплены лыжи - стальные или пластмассовые опорные пластины, имеющие возможность регулировки по высоте. Обычно после износа одной стороны лыжи её можно перевернуть.

На мощных снегоуборщиках к боковинам ковша крепят две направляющие, которые предназначены для подрезки высоких сугробов. Выдвигать их имеет смысл, если высота сугроба превышает высоту самого ковша, другой пользы от них нет. На средних по мощности моделях на правляющие обычно в комплект не входят, но часто имеется два отверстия для их крепления на боковинах. Если они действительно будут нужны - их можно приобрести или сделать самостоятельно - по сути это просто стальные полосы.

Шнек и ротор


Первая ступень двухступенчатого снегоотбрасывателя состоит из двух частей, вместе называемых шнеком. Половинки располагаются по обе стороны от оси шестерни червячного редуктора, каждая из них представляет собой несколько стальных спиралей, закреплённых на валу. Единственное различие между половинками - зеркальное исполнение: при вращении шнека снег пододвигается к середине ковша и попадает в полость, где располагается вторая ступень снегоотбрасывателя - ротор. Он крепится на валу червяка. Ротор всегда вращается гораздо быстрее шнека, что обеспечивает высокую дальность выброса снега.

Исполнение спиралей шнека на разных моделях и тем более у разных производителей различается. Обычно вал цельный, и тогда на нём могут крепиться две спиральные полосы, растянутые на один оборот по всей ширине вала. Второй вариант - на валу крепится несколько одинаковых дисковых спиралей, в этом случае шнеки иногда собирают из нескольких частей, на манер набора фрез для культиваторов. Форма рабочей поверхности у шнека может быть гладкой или зубчатой, причём к некоторым подходит определение с агрессивными зубьями.

Считается, что чем зубастее шнек, тем лучше он будет справляться с твёрдым снегом (правда, из этого следует и обратное - свежий, мягкий снег удобнее убирать шнеком с гладкой поверхностью - меньше просыплется между зубьями). Вопрос «где бы на обрабатываемой территории найти столько слежавшихся сугробов, которые постоянно надо куда-нибудь перебрасывать» мы отнесём к разряду провокационных, но отметим, что «зубастые» шнеки выглядят эффектнее, а это важно как минимум при продаже. Тем более что шнеки почти всегда красят в цвет, отличающийся от цвета ковша (они обычно чёрные, реже красные или жёлтые, а цвет ковшей - чаще всего красный, иногда жёлтый, остальные цвета встречаются реже).

Для крепления шнеков к валу используются специальные срезные болты: если в процессе работы в ковш попадёт посторонний предмет и шнек заклинит, разрушится недорогой болт, но не испортится дорогостоящий шнек. Запасные болты идут в комплекте поставки, ставить другие нельзя.

Чаще всего корпус червячного редуктора, находящегося между шнеками, сделан из алюминиевого сплава, реже, у моделей, рассчитанных на большие нагрузки, - чугунный. Редуктор почти всегда разборный, может быть обслуживаемым и необслуживаемым, на мощных моделях иногда крепится к верхней части ковша дополнительной стальной растяжкой.

Привод снегоуборщика

Здесь у нас две разновидности и четыре варианта. Привод может быть колёсным либо гусеничным. Пневматические колёса наиболее распространены, покрышки на них с агрессивным зимним протектором.

На небольших снегоуборщиках привода может и не быть - это существенно удешевляет конструкцию, но большинство снегоотбрасывателей относится к самоходным.

Гусеничный привод разумеется дороже и он часто встречается у моделей профессионального класса. Эти машины удобны, если требуется работа на каких-либо склонах и обледеневших поверхностях.

Трансмиссия

Прежде чем перейти к прочим особенностям снегоотбрасывателей, рассмотрим вопрос "что внутри". Вариантов тут много, поэтому рассмотрим лишь самый популярный механический привод с несколькими передними и задними передачами. Двигатель на снегоотбрасывателе один, располагается выходным валом вперёд по направлению движения. Крутящий момент с двигателя передаётся на два независимых механизма: шнек и колёса (или гусеницы). Со шнеком всё довольно просто: ременная передача с прижимным роликом, дальше вал червяка с закреплённым на нём ротором, редуктор и сам шнек.

Конструкции привода могут различаться, но те узлы, которые подлежат регулировке, более или менее одинаковы. В любом случае это целый набор понижающих передач, поскольку частота вращения двигателя и колёс должны различаться… ну, примерно раз так в пятьдесят и более.

Во-первых, это ременная передача от двигателя, практически аналогичная той, что идёт к шнеку. Во-вторых, механизм перемены передач. В-третьих тоже есть, обычно это цепная передача к оси колёс, но там обслуживаться да и ломаться нечему. Как правило, снегоотбрасыватель имеет до шести передних и пару задних передач. Шестерёнчатая коробка для такого количества - излишество, поступают проще: к ведущему диску, перпендикулярно ему, прижимается фрикционное колесо, имеющее возможность перемещения по оси. Чем дальше оно от центра диска, тем выше частота вращения колёс на выходе. Конструкция простая, регулировок в ней немного, износиться может только обод колеса, но его иногда допускается менять и в домашних условиях.

Следует учитывать, что менять передачу на ходу при такой схеме нельзя. Некоторые модели снабжают устройством бесступенчатого изменения передач - вариатором. Схемы тут бывают разные, но в простых случаях вариатор тоже не допускает изменения скорости во время движения. Для тяжёлых моделей иногда применяется гидростатическая трансмиссия. Она, конечно, удобнее, допускает плавное изменение скорости, но такие модели стоит уже считать оборудованием для профессиональных работ и цена у них соответствующая.

Дефлектор выброса снега

Дефлектор необходим для установки направления и дальности выброса и состоит из двух частей. Направление выбирают, поворачивая установленный над ротором вертикальный изогнутый жёлоб. На нём крепится козырёк, меняя угол наклона которого устанавливают дальность. Материал обоих элементов - или морозостойкий пластик, обычно для лёгких моделей, или сталь.

Под термином "угол поворота дефлектора" почти всегда подразумевается угол поворота жёлоба, т. е. возможность изменения направления выброса. Диапазон изменения угла наклона козырька указывают редко, в основном можно найти только максимальную дальность выброса. В реальных условиях дальность больше зависит от типа снега и направления ветра: не стоит надеяться, что сухая снежная крупа улетит на заявленное расстояние, на это может быть способен только тяжёлый снег или небольшие куски льда.

В нижней части жёлоба обычно установлена защитная решётка. Она необходима для предотвращения выброса крупных кусков слипшегося снега и льда или иных, случайно захваченных шнеком предметов. Вторая её функция - не допустить попадания посторонних предметов и шаловливых рук к ротору.

Устройства для удобства работы


Почти всегда основные устройства управления двигателем (кнопка выключения, рычаги воздушной и топливной заслонок, рукоятка ручного запуска) не имеют вывода на рукоятки и панель управления: так надёжнее. Кнопка запуска электростартёра находится рядом с ним (нет смысла, да и опасно вести провода, по которым будет проходить 220 В, по всему снегоотбрасывателю). На рукоятках, сверху, находятся два прижимных рычага подключения привода колёс и шнека.

Поворот дефлектора осуществляется с места оператора. Самый простой вариант - вращающаяся ручка, располагающаяся под левой рукояткой управления, связанная с нижней частью жёлоба червячной передачей. С увеличением мощности возрастают габариты двигателя и конструкцию вала этой ручки приходится немного усложнить: добавить карданные передачи, чтобы «обойти» двигатель.

Другие варианты встречаются реже (в производстве они дороже), но их довольно много. Иногда вращающуюся ручку выносят на панель управления, т. е. её ось будет примерно вертикальна - удобнее, но тоже усложняет конструкцию. Часто для поворота жёлоба используют рычаг на панели управления, в этом случае привод тросовый (к жёлобу идут два троса, вернее, обычно два конца одного троса).

Козырёк дефлектора чаще всего регулируют вручную: ослабляют барашковую гайку, поворачивают козырёк на нужный угол, затягивают гайку. Как вариант на панели управления ставят рычаг с тросовым приводом. Трос тут один: вверх козырёк поднимается пружиной. Бывает так же, что и дефлектор, и его козырёк управляются единственным рычагом-джойстиком. На дорогих моделях может встретиться и настоящий джойстик с электрическим управлением.

Конечно, регулировать направление с места оператора удобнее, но стоит учитывать, что любое усложнение увеличивает цену модели, и такие приятные мелочи в итоге могут вылиться во внушительную сумму. Впрочем, для работ в стеснённых условиях, например рядом с препятствиями, строениями и автомобилями, быстрая регулировка может быть хорошим подспорьем.

На дешевых моделях на ходу у вас ничего сделать не получится, т.к. обе руки заняты рычагами приводов. На более дорогих моделях производитель учел этот фактор и вам только вначале работы необходимо выжать оба рычага, после этого однин рычаг можно отпускать - он блокируется другим. А свободной рукой можно управлять другими функциями.

Поэтому при выборе снегоуборочной машины всегда уточняйте, допускается ли работа одной рукой.

Большинство снегоуборщиков оснащены фарой

Зимний день короток и работать в сумерках с освещением удобнее. Фара закреплена либо на одной из ручек, либо интегрирована в панель управления.

Подогрев ручек

Вещь при длительной работе полезная, но характерна только для особо мощных, профессиональных моделей.

Многие снегоотбрасыватели весят более ста килограммов. В принципе развернуть возможно, особенно на снегу, но в таких случаях предпочтительнее иметь что-то вроде дифференциала - устройства, разблокирующего колёса и позволяющего им вращаться независимо друг от друга. Управление разблокировкой дифференциала осуществляется с помощью двух небольших рычажков на рукоятках: какой нажал - в ту сторону и повернул (ведущим становится противоположное колесо).

И ещё одна возможность, актуальная, прежде всего, для гусеничных моделей - изменение центра тяжести снегоотбрасывателя, точнее, положения ковша относительно земли. При уборке слежавшегося снега есть смысл опустить ковш, в обычных условиях удобнее будет работать при горизонтальном положении ковша. При транспортировке, наоборот, лучше поднять ковш, чтобы он не зарывался.

Наш магазин предлагает к продаже как электрические, так и бензиновые снегоуборщики таких известных фирм производителей, как: Husqvarna, McCulloch, AL-KO, Canadiana, Hyundai, Hecht, Stiga.

Купить снегоуборщик вы всегда можете в нашем интернет-магазине Техникс-маркет. Доставка по Украине - бесплатно.

Другие статьи